лев прав
Меню сайта
НАРОД РУСИ - интернет проект.


СОДЕРЖАНИЕ сайта
пользуйтесь кнопкой "содержание"

Разделитель-низ-160х8
Разделитель-верх-160х8


НАШИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

На сайте различные материалы по истории и культуре народа Руси Новгородской, Киевской, Владимирской, Московской Руси. (книги, звукозапись, фильмы, галереи - послушать, посмотреть, скачать mp3).


СОДЕРЖАНИЕ сайта

СОДЕРЖАНИЕ сайта

Translate.Ru PROMT©

Дневник


Категории раздела
Художественные книги веб. Русь [26]
История Руси [36]
Книги в звукозаписи [11]

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 730

Статистика


Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0



каталоги статистики




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU








ссылки биржы


***


Главная » Статьи » КНИГИ » История Руси

О ВАРЯГАХ-РОССАХ - М.В. Ломоносов, Полное Собрание Сочинений, т.6

АНГЕЛ лев АНГЕЛ прав





ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
ОТ НАЧАЛА РОССИЙСКОГО НАРОДА
ДО КОНЧИНЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ПЕРВОГО
ИЛИ ДО 1054 ГОДА


ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
ОТ НАЧАЛА РОССИЙСКОГО НАРОДА ДО КОНЧИНЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ПЕРВОГО ИЛИ ДО 1054 ГОДА
СОЧИНЕННАЯ МИХАЙЛОМ ЛОМОНОСОВЫМ,
 
СТАТСКИМ СОВЕТНИКОМ, ПРОФЕССОРОМ ХИМИИ И ЧЛЕНОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ И КОРОЛЕВСКОЙ ШВЕДСКОЙ АКАДЕМИЙ НАУК

Печатается по изданию:

М.В. Ломоносов, Полное Собрание Сочинений, т.6,
Издательство Академии Наук СССР,
Москва, Ленинград, 1952







Часть I     О РОССИИ ПРЕЖДЕ РУРИКА


Глава 8
О ВАРЯГАХ-РОССАХ

Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними пруссами произошли от одного поколения.; Сие разумеется не о крыжаках46 или нынешних бранденбургцах, но о старожилах прусских, которые еще и поныне живут рассеяны по некоторым селам в Пруссии и тем же языком говорят, который употребляют литва, жмудь, курландцы, ибо в городах живущие дворяне и мещане суть приезжие немцы, которые теми землями около тринадцатого столетия завладели по неправедному папскому благословению.

Западные христианские народы возбуждением римския церкви предпринимали неоднократно походы, чтоб отнять у магометанцев Иерусалим и прочие святые места на востоке, куда собирались многочисленные войска. По многих несчастливых предприятиях, наконец, храбростию Бульонского герцога Готфрида завладели Антиохиею и Иерусалимом; но царство Иерусалимское по осьмидесяти осьми лет ради междоусобныя войны потеряв, оставшиеся крыжаки отчасти в Кипре поселились, откуда в следовавшие времена в остров Род, а из Рода в Мальту выгнаны, где и поныне жительствуют святого креста кавалеры. Иные, возвратясь к папе, просили у него за потерянные старые жилища в Европе места для поселения, из которых многим даны с землями и доходами замки в Германии, называемые немецкие домы. Немалую часть благословил папа своею мнимою над всем светом властию итти в полночь к неверным народам и обращать их к католицкому закону. Итак, дошед до Пруссии, которая тогда для жестоких нападений от поляков весьма ослабела, себе оную покорили и, достигнув до ливонской чуди, взяли во владение, о которой российские князи не пеклись, будучи тогда в разделении и межусобии.

* Кромер, кн. 1, гл. 1. 45

Что ж вышепоказанные пруссы были с варягами-россами одноплеменны, из следующих явствует. И, во-первых, снесение домашних наших летописцев подает уже повод думать о единоплеменстве сих двух народов, именем мало между собою разнящихся. Нестор предал на память, что Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются. И, таким образом, россы и, пруссы уже оказываются единым народом.

Из внешних авторов Преторий* довольно знать дает свое мнение, совокупляя руссов и пруссов в одно племя. Положение места тому соответствует.** То ж подтверждает древнее тесное прусское соседство с Россиею, в которой Подляхия и великая часть Литвы заключалась, от чего и поныне Литва древние российские законы содержит. Восточное плечо реки Немени, впадающее в Курской залив, называется Руса, которое имя, конечно, носит на себе по варягам-россам. Сие все еще подкрепляется обычаями древних пруссов, коими сходствуют с варягами, призванными к нам на владение.

Кромер*** о древних пруссах пишет, как они любили в банях париться и в холодной воде после того купаться, что и поныне российский народ охотно употребляет. То ж гласят обряды, которые как у старых пруссов, так и ныне в некоторых пограничных российских провинциях употребляются. Больше всех утверждает единство древних пруссов с варягами-россами почтение одного главного идола по имени, по знаменованию и по обрядам. Перкун прусский был то же, что у россов Перун, которым Ольг клялся грекам при заключении мирного договора**** и которого почитал еще в неверии Владимир. У обоих народов значил Перун бога грому и молнии; у обоих жрецы приносили ему в жертву огонь неугасимый и казнены были смертию, когда угасал их небрежением.***** Но сии доводы еще сильнее будут, когда покажем, что варяги-россы был главный народ и знатнее, нежели пруссы, которые от них имя себе получили.

* На многих местах. 47
** Арнолд, кн. 1, гл. 2.
*** Стр. 43. 48
**** Нестор 6415 года.
***** Вейсель, лист 18, 23. 49

Знатные некоторые берлинские ученые люди по справедливости рассуждают, когда, исследуя о происхождении имени пруссов, пишут,* что к желаемому своему исканию те ближе всех подходят, которые имя Пруссии из славенского языка производят, то есть из имени Русь и предлога по. Правда, что они сие думают быть в рассуждении соседства с Россиею, однако по сему равным бы образом и прочие древние российские соседы, как ливонцы, поляки и другие, названы быть могли поруссами или пруссами. Меня многие причины принуждают верить, что сие прозвание дано не по месту, но по времени. И, во-первых, имя россов за полтораста лет прежде известно учинилось, нежели пруссов; для того рассуждаю, что когда Рурик с братьями, со всем родом и с варягами-россами преселился к славянам новогородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах поруссами, или оставшимися по руссах, проименованы. Что ж о пруссах больше упоминают северные историки, то происходит также от времени, а преимуществу россов ничего не отнимает. Ибо все оные авторы около четырехсот лет после Рурика и по отъезде россов о северных делах писали и ради того знали на берегах балтийских одних пруссов; о россах. имели мало знания. И, таким образом, в следующие веки остатки их известнее учинились, нежели сами главные варяги-россы. В утверждение сего следующее служит.

Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью,** и сие имя не должно производить и начинать от времени пришествия Рурикова к новгородцам, ибо оно широко по восточно-южным берегам Варяжского моря простиралось от лет давных.*** Острова Ругена жители назывались рунами. Курской залив слыл в старину Русна; и еще до Рождества Христова, во время Фротона, короля датского, весьма знатен был город Ротала, где повелевали владетельные государи.**** Положение места по обстоятельствам кажется, что было от устья полуденной Двины недалече. Близ Пернова, на берегу против острова Езеля, деревня, называемая Ротала, подает причину думать о старом месте помянутого города, затем что видны там старинные развалины.

* Берлинской Академии календарь 1702. 50
** Вейсель, лист 18.
*** Берлин. Академии календ. 1702 года.
**** Саксон Грамматик, лист 11. 51

Рассудив сие и купно старое разделение Пруссии на Белую, Верхнюю и Нижнюю, довольно можно себе с вероятностию представить, что древних варягов-россов область простиралась до восточных пределов нынешния Белыя России, и может быть, и того далее, до Старой Русы, от которых она создана или проименовалась.

Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должно исследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чем наперед мое мнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмо чрез смешение с другими немало отдалился от своего корени. Хотя ж сего мнения имею сообщников Претория и Гельмолда,* из которых первый почитает прусский и литовский язык за отрасль славенского, другой пруссов прямо славянами называет, однако действительные примеры сходства их языка со славенским дают их и моему мнению б?льшую вероятность. Летский язык, от славенского происшедший, один почти с теми диалектами, которыми ныне говорят в Жмуди, в северной Литве и в некоторых деревнях оставшиеся старые пруссы.

Явные свидетельства о сходстве древнего прусского языка найдет, кто, кроме идолов, имена жрецов, волхвов и слова, что в обрядах употреблялись, рассмотрит и грамматическое их произвождение. Прочие помянутого языка отмены извиняются подобием вендского наречия, которое, столько ж от коренного славенского языка по соседству с немцами, как летский по близости с чудским, испортясь, отдалилось.

Итак, когда древний язык варягов-россов один с прусским, литовским, курландским или летским, то, конечно, происшествие и начало свое имел от славенского как его отрасль.

* На многих местах.








источник


Категория: История Руси | Добавил: Русич (18.02.2011)


+МоёМесто.ru



- послать письмо
На сайте различные материалы по истории и культуре народа Руси Новгородской, Киевской, Владимирской, Московской Руси. (книги, звукозапись, фильмы, галереи - послушать, посмотреть, скачать mp3).
СТРЕЛКИ
Русь Святая - персональный сайт русича в.в.м - информационный интернет-проект направленный на укрепление веры и несение культуры в русскоязычных народах
Просмотров: 1676 | Рейтинг: 0.0/0
-->
Друзья сайта

Иконы Андрея Рублева


Православный календарь


Царь и Пророк Давид
послушать на наших страницах

Русь Святая - персональный сайт русича в.в.м - информационный интернет-проект направленный на укрепление веры и несение культуры в русскоязычных народах

Одесское время показывает


ПРОИГРЫВАТЕЛЬ



Жертвенник сайта


Друзья сайта


RSS
RSS ПОДПИСКА НА ЛЕНТУ НОВОСТЕЙ

  Читать в Яндекс.Ленте   Add to Google  

RSS каталоги RSS




LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов Поиск в RSS новостях и блогах

Поиск


Расширенный поиск

поиск на сайте







Создать сайт бесплатно
Copyright MyCorp © 2014