лев прав
Меню сайта
НАРОД РУСИ - интернет проект.


СОДЕРЖАНИЕ сайта
пользуйтесь кнопкой "содержание"

Разделитель-низ-160х8
Разделитель-верх-160х8


НАШИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

На сайте различные материалы по истории и культуре народа Руси Новгородской, Киевской, Владимирской, Московской Руси. (книги, звукозапись, фильмы, галереи - послушать, посмотреть, скачать mp3).


СОДЕРЖАНИЕ сайта

СОДЕРЖАНИЕ сайта

Translate.Ru PROMT©

Дневник


Категории раздела
Художественные книги веб. Русь [26]
История Руси [36]
Книги в звукозаписи [11]

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1090

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
















ссылки биржы


***
netbet.org


Главная » Статьи » КНИГИ » История Руси

Повесть временных лет (Летопись) Часть 5
АНГЕЛ лев АНГЕЛ прав




Русь, Царьград, вещий Олег, Князь Игорь, Рюрик, Княгиня Ольга, Князь Святослав, св. Князь Владимир



Часть 5
Не хочу разуть сына рабыни
В лето 6488 (980).
Сел Владимир, сын Святослава, в Новгороде и послал к Рогволоду. Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть в Полоцке. Велел Владимир сказать:
— Хочу дочь твою Рогнеду взять к себе в жены. Тот же спросил у дочери своей:
— Хочешь ли за Владимира? Она же ответила:
— Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка.
И пришли отроки Владимира и сказали ему всю речь Рогнеды — дочери Рогволода, князя полоцкого. Владимир же собрал много воинов — варягов и словен, чуди и кривичей — и пошел на Рогволода. А в это время уже вели Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены.
И пошел Владимир на Ярополка, брата своего
И пошел Владимир на Ярополка, брата своего, и пришел в Киев с большим войском, а Ярополк не смог стать против него и затворился в Киеве с людьми своими и с воеводой Блудом. И стоял Владимир, окопавшись, между Дорогожичем и Капичем, и есть ров тот и до сего дня.
И послал Владимир к Блуду — воеводе Ярополка — с лживыми словами:
— Будь мне другом! Если убьют брата моего, то будешь мне вместо отца и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, вышел против него.
И сказал Блуд послам Владимировым:
— Буду с тобой в любви и в дружбе.
О злая ложь человеческая! Как говорит Давид: «Человек, который ел хлеб мой, задумал на меня ложь». Блуд же обманом задумал коварство на своего князя. И еще сказал тот же Давид: «Муж кровожадный и коварный не доживет и до половины дней своих». Зол совет тех, кто толкает на кровопролитие; безумны те, кто, приняв честь и дары от князя или от господина своего, замышляют погубить главу его, хуже они бесов. Так и Блуд предал князя своего, приняв от него большую честь, потому и повинен в крови той. Засел Блуд в осаду вместе с Ярополком, а сам, обманывая его, говорил ему:
— Беги из города, хотят киевляне предать тебя.
И послушался его Ярополк, выбежал из Киева и затворился в городе Родне, в устье реки Роси, а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне. И был в Родне большой голод, так что есть поговорка и до сего дня: «Беда, как в Родне».
И сказал Блуд Ярополку:
— Видишь, сколько воинов у брата твоего. Нам его не победить.
— Заключай мир с братом своим.
Так говорил, обманывая его. И сказал Ярополк:
— Да будет так!
И послал Блуд к Владимиру, говоря так:
— Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка: приготовься убить его.
Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной и сел там с воинами и дружиною своею. И говорил Блуд Ярополку:
— Поди к брату своему и скажи ему: «Я приму все, что ты дашь мне».
Ярополк пошел, а Варяжко говорил ему:
— Не ходи, княже, убьют тебя. Беги к печенегам и приведешь от них воинов.
Но не послушал его Ярополк. И пришел он к Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его на мечи под пазуху. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так был убит Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора к печенегам и много потом воевал с ними против Владимира. Едва привлек его Владимир к себе, дав ему клятву.
И поставил Владимир кумиры на холме
И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за двором теремным: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Си-маргла, и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвами своими.
Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы, как богу.
Идите к болгарам, к немцам и к грекам,
испытайте веру их.
В лето 6494 (986). Пришли болгары Махметовой веры и немцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о добре и зле, о бытии всего мира. И запали Владимиру на сердце слова эти. Но он хотел еще узнать о всех верах и сказал:
— Подожду еще немного.
В лето 6495 (987). И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
— Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш».
После приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, они хулили все законы, а свой восхваляли. Что же вы посоветуете, что ответите?
И сказали бояре и старцы:
— Знай, княже, что своего никто не хулит, но хвалит. Если хочешь доподлинно узнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, кто как служит Богу.
И была люба речь князю и всем людям; избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им:
— Идите к болгарам, к немцам и к грекам, испытайте веру их.
Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
— Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними. — И обратился к послам: — Говорите перед дружиною.
Они же сказали:
— Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве.
Сказали же бояре:
— Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.
И спросил Владимир:
— Где примем крещение? Они же сказали:
— Где тебе любо.

Пошел Владимир на Корсунь, город греческий
И когда прошел год, в лето 6496 (988), пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам:
— Если не сдадитесь, то буду стоять хоть три года. Они же не послушались того.
Владимир, подготовив войско свое, повелел присыпать насыпь к городским стенам. Но корсуняне, подкопав стену городскую, выкрадывали насыпанную землю и носили ее к себе, ссыпая посреди города. Воины же Владимира насыпали еще больше, а Владимир стоял.
И вот муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу в стан русский, так написав на ней: «За тобою с востока источники, из них вода идет по трубам в город. Перекопай их и перейми воду».
Владимир, услышав об этом, тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал сказать к царям греческим, было тогда два царя в Царьграде:
— Вот взял я ваш город славный. Слышал же я, что у вас есть сестра девица; если вы не отдадите ее за меня замуж, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу.
И, услышав это, опечалились цари. И послали Владимиру весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и сестру нашу получишь, и с нами единоверен будешь. Если же не хочешь сделать этого, то не можем выдать ее за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей:
— Скажите царям так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи.
Рады были цари, услышав это, и послали к Владимиру, говоря:
— Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе. Ответил же Владимир:
— Кто придет с сестрою вашею, пусть и крестит меня. И стали цари просить сестру свою, Анну, говоря ей:
— Иди за Владимира, может быть, ты избавишь Греческую землю от лютой войны. Видишь ли, сколько зла наделала Русь грекам? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни.
Она же не хотела идти, говоря:
— Как в полон иду, лучше бы мне здесь умереть.
И едва принудили ее цари. Она же с плачем попрощалась с ближними своими, села в корабль и пошла через море. И прибыла в Корсунь, и вышли корсуняне к ней с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате.
Епископ же корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в Корсуни посреди города, где собираются корсуняне на торг. Палата же Владимира стоит рядом с церковью и до сего дня, а царицына палата — за алтарем. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Василёве, а другие и по-иному скажут.
Вышел Владимир на Днепр, и собралось там людей без числа

Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы, двух медных идолов и четырех медных коней, которые и ныне стоят за церковью святой Богородицы Десятинной и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев.
Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры — одних велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездье от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем!
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:
— Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда оставьте его.
Они же исполнили, что им было велено. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью, как слывет и до сего дня. Затем послал Владимир по всему городу сказать:
— Если не придет кто завтра на реку креститься — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,— будет мне врагом.
Услышав это, с радостью пошли люди, говоря:
— Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре.
Наутро вышел Владимир с попами царицыными и с корсунскими на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах, а дьявол говорил, сетуя:
— Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь я думал иметь жилище и веселился, что служили мне. И вот уже побежден не апостолами, не мучениками, а неведующим гласа Божьего. И не буду я царствовать здесь.
Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой. Владимир же повелел рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди. И по другим городам начал ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в ученье книжное. Матери же детей этих плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердились они еще в вере.
Владимир просветился сам, и сыновья его, и земля его. И посадил Владимир сыновей своих — Изяслава в Полоцке, Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Мстислава же в Тмуторокани.
И сказал Владимир:
— Нехорошо, что мало городов около Киева.
И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубжу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города те. И была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.

В лето 6497 (989). Задумал Владимир создать церковь пресвятой Богородицы и послал привести мастеров от Греков. И начал ее строить, и когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских попов, дав ей все, что взял в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты. И сказал так:
— Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов.
И дал десятую часть Анастасу Корсунянину.

В лето 6499 (991). Владимир заложил град Белгород и набрал в него много людей из иных городов, ибо любил город этот.

Тогда выступил муж Владимира
В лето 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же пришел он с хорватской войны, пришли печенеги с той стороны Днепра от Сулы; Владимир же пошел против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не осмеливались ни наши перейти на ту сторону, ни они на эту.
И приехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему:
— Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года. Если же наш муж бросит твоего оземь, то будем воевать три года.
И разошлись.
Владимир, придя в стан свой, послал глашатаев по всем станам со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенежином?»
И не сыскался нигде.
Наутро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не было никого. И стал тужить Владимир и опять послал глашатая по всему войску. И пришел к князю один старый муж и сказал ему:
— Княже! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он остался дома. С самого детства его никто еще не бросил оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, тогда он рассердился на меня и разодрал кожу руками.
И, услышав такое, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и князь поведал ему все.
Тот отвечал:
— Княже! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытай меня: нет ли быка большого и сильного?
И нашли быка, большого и сильного. И повелел Владимир разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. Бык побежал мимо отрока. Схватил он быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила рука. И сказал ему Владимир:
— Можешь бороться с печенегом.
И наутро пришли печенеги и начали вызывать:
— Где же ваш муж? Вот наш уже готов!
Владимир же повелел в ту ночь облечься в оружие, и сошлись обе стороны. Печенеги выставили своего мужа: был же он очень велик и страшен. Тогда выступил муж Владимира, и, увидев его, печенег посмеялся, ибо был он среднего роста. Размерили место между обоими полками и пустили борцов друг против друга. Они схватились и начали крепко жать друг друга, и удавил отрок печенега руками до смерти. И бросил его оземь.
Раздался крик, и печенеги побежали, и русские гнались за ними, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо переял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.

Завел Владимир на дворе своем в гриднице пиры
Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжой двор и брать все, что надобно: питье, и пищу, и деньги из казны. Сказал он так:
— Немощные и больные не могут добраться до моего двора, — и повелел снарядить телеги, наложить на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?»
И раздавали тем все необходимое.
И еще больше делал он для людей своих: каждое воскресенье завел он на дворе своем в гриднице пиры, чтобы приходили туда бояре, гриди, и сотские, и десятские, и лучшие мужи — при князе и без князя. Бывало там множество мяса — говядины и дичи, в изобилии были там всякие яства. Когда же, бывало, подольются, то начнут роптать на князя, говоря:
— Горе нашим головам, дает он нам есть деревянными ложками, а не серебряными.
Услышав это, Владимир повелел сковать для дружины серебряные ложки, сказав так:
— Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой доискались с дружиною золота и серебра.
Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве земли, и о войне, и о законах, и жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Лядским, и со Стефаном Угорским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь. И жил Владимир по заветам отца и деда.

Нас кормит сама земля
В лето 6505 (997). Владимир пошел к Новгороду за воинами против печенегов, так как в это время была беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет в Киеве князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, печенегов же было многое множество. Затянулась осада, и был сильный голод. И собрали вече в городе и сказали:
— Вот уже скоро помрем от голода, а от князя помощи нет.
Не лучше ли нам сдаться печенегам, кого-то они убьют, а кого-то оставят в живых: а так все помираем от голода. На том и порешили.
Один старец не был на том вече, и спросил он:
— О чем было вече?
Люди сказали ему, что утром хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
— Слышал, что хотите сдаться печенегам. Они же ответили:
— Не стерпят люди голода. И сказал им старец:
— Послушайтесь меня, не сдавайтесь три дня, сделайте, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им:
— Соберите хоть по горсти овса, или пшеницы, или отрубей.
Они же пошли и сыскали. И велел старец женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, и велел выкопать колодец, вставить в него кадь и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь и поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, было оно спрятано в княжеской медуше. И велел сделать из него сыту и вылить в кадь в другом колодце.
Наутро старец повелел послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите человек с десять в город, посмотреть, что делается в городе нашем.
Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали их в город, чтобы проведали, что делается в городе. Когда пришли они в город, сказали им люди:
— Почто вы губите себя? Разве вы можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что можете сделать нам? Нас ведь кормит сама земля. Если не верите, то посмотрите своими глазами.
И привели печенегов к колодцу, где была болтушка, и почерпнули ее ведром, и вылили в латки, и когда сварили кисель, взяли его и пришли к другому колодцу, и почерпнули из него сыты, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали:
— Не поверят нам князья наши, если не отведают сами. Люди же налили им корчагу болтушки и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали своим все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, взяв своих заложников, а тех отпустив, поднялись от города и пошли восвояси.

И похоронили тело Владимира с плачем
В лето 6523 (1015). Печенеги пошли походом на Русь. Владимир послал против них сына своего Бориса, а сам сильно разболелся. В этой болезни скончался июля в пятнадцатый день. Умер же он в Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями и, завернув тело Владимира в ковер, спустили веревками на землю, и, возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам создал. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем — бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, и похоронили тело его с плачем.



ОГЛАВЛЕНИЕ; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12




Категория: История Руси | Добавил: Русич (30.10.2010)


+МоёМесто.ru



- послать письмо
На сайте различные материалы по истории и культуре народа Руси Новгородской, Киевской, Владимирской, Московской Руси. (книги, звукозапись, фильмы, галереи - послушать, посмотреть, скачать mp3).
СТРЕЛКИ
Русь Святая - персональный сайт русича в.в.м - информационный интернет-проект направленный на укрепление веры и несение культуры в русскоязычных народах
Просмотров: 6723 | Теги: Русь, Царьград, св. Князь Владимир, крещение Рури | Рейтинг: 0.0/0
-->
Друзья сайта

Иконы Андрея Рублева


Православный календарь


Царь и Пророк Давид
послушать на наших страницах

Русь Святая - персональный сайт русича в.в.м - информационный интернет-проект направленный на укрепление веры и несение культуры в русскоязычных народах

Одесское время показывает


ПРОИГРЫВАТЕЛЬ



Жертвенник сайта


Друзья сайта


RSS
RSS ПОДПИСКА НА ЛЕНТУ НОВОСТЕЙ

  Читать в Яндекс.Ленте   Add to Google  

RSS каталоги RSS




LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов Поиск в RSS новостях и блогах

Поиск


Расширенный поиск

поиск на сайте







Copyright MyCorp © 2016




Яндекс.Метрика